Четыре года. Для взрослого человека – чрезвычайно мало. Они улетают за горизонт событий*, а в жизни, по сути, ничего не меняется. Но у ребенка за это время может сформироваться личность. Вот он, шестиклассник, жаждущий выбежать на улицу, поиграть в футбол, а теперь – почти что полноценный член социума. Игровая индустрия в последнее время напоминает мне ребенка… В конце семидесятых годов ушедшего столетия она только-только открыла глаза, а теперь живет полноценной взрослой жизнью. Но детства всегда мало, поэтому мы так любим каждый раз возвращаться к хитам прошлых лет, ибо в них есть вещи, “которые не продаются” (недавний римейк Another World яркое тому подтверждение).
Поэтому от Oblivion ждали действительно многого. Ждали прорыв, новую веху в жанре, а Bethesda всячески поддерживала надежды (порою наивные, не имеющие ничего общего с реальностью) десятков, сотен тысяч почитателей этой серии. Некоторые из нас помнят TES: Arena, гораздо больше – легендарный Daggerfall, который по размерам мира мало чем уступал своему продолжению. Ну а в TES III играли почти все. Мы всегда хотим верить в лучшее – это в нас заложено от природы. Фильмы и книги с грустной развязкой всегда оставляют неприятный осадок внутри. С играми то же самое. Память о лучших из них навсегда остается в душе.
Даже таких крокодилов можно встретить на просторах Oblivion
Поэтому самый страшный шок – разочароваться в авторитете. Мы не стали писать об Oblivion сразу после его выхода вместе с десятками других изданий, которые наперегонки проходили сюжетную линию и делали “эксклюзивные репортажи с места событий”. Винить их было бы глупо – игроку нужна оперативность, и в этом мы их полностью поддерживаем. Но в этот раз отошли от правил. Потому как случай как раз тот, когда совсем не хочется их придерживаться.
Многие из вас, конечно, уже играли в Oblivion, многие прошли, самые любознательные выполняют побочные квесты. Вы, конечно же, читали другие рецензии. Но хотелось бы подытожить, что получилось из “самого громкого проекта 2006”, каким его называло далеко не одно игровое издание в мира.
Bethesda не имела права на ошибку. Оступиться означало потерять доверие (которое очень сложно восстановить) всего игрового сообщества. Это и есть выбор настоящих грандов – все или ничего. Это словно “шаг на недостроенный мост” – сможешь ли перепрыгнуть пропасть? И Bethesda смогла.
Ролевая игра – очень расплывчатое название и большая часть игр, у которых в графе “Жанр” стоит RPG, таковыми, конечно же, не являются. Ибо это понятие не включает в себя “80 процентов действия и 20 процентов диалогов”. Это вселенная. И в Cyrodiil хочется жить. Мы потому и не спешили с рецензией, потому что хотели, выражаясь языком Хайнлайна, грокк** ее во всей полноте. Ведь даже сюжетная линия здесь не самое интересное. Да, она прекрасна: классический фэнтезийный сюжет, достаточно мрачная история, в которой вам по велению судьбы вновь придется стать спасителем мира. Да, достаточно банально, но зато как реализовано. Одна из самых красивых и, главное, кинематографичных сюжетных линий в этом году. И я очень сомневаюсь, что кто-нибудь, даже грядущая Gothic 3, смогут скинуть Oblivion с пьедестала. Но даже после завершения основного квеста никто из этого мира нас не выгоняет. Еще есть сотни второстепенных заданий, которые совсем не ограничиваются классическим “принеси-подай”. Мы позволили себе потратить уйму времени на их прохождение. Сотни часов.
Врата в параллельный мир, населенный злыми тварями. Ваша цель - пройти сквозь портал и уничтожить их путём похищения сердца зла.
К слову, функция fast travel в некоторой степени убивает тот самый шарм мира. Для казуальных игроков это, конечно, полезно, и Bethesda обязана учитывать их нужды в первую очередь. Но тот, кто может позволить себе побродить лишний часок по миру получит массу приятных впечатлений. Почти медитативные путешествия позволяют проникнуться этим миром. Да, мы свободны делать все, что захотим. И это прекрасно, поверьте. Словно выходишь из душной комнаты на улицу и вдыхаешь полной грудью. Весь мир у твоих ног и никто тебя не заставляет торопиться.
Помните мертвых, деревянных NPC в Morrowind? Обещали нам все исправить и поменять. Знаете, да, на первый взгляд действительно кажется, будто города живут своей жизнью. Красиво очень, народ гуляет пол улицам, каждый занимается своими делами. Но если приглядеться внимательней, то ничего кардинально нового мы не увидели. Да и стоило ли ждать чего-либо подобного?
Описывать геймплей – дело совершенно неблагодарное. Думаю, все знаю, в чем состоит его суть, и каких-либо революционных инноваций мы не увидели. Да, уровни монстров растут вместе с нашими, и это порою надоедает. Но кто мешает поставить моды, благодаря которым данная функция отключается? Благодаря этому каждый бой становится интересным.
Ух, сейчас как дам в лоб!
Графическая составляющая. Ну, словом “поражает” тут не ограничиться. Этот мир прекрасен. Самая красивая графика в RPG на сегодняшний день. И даже при отключенных графических вкусностях, на архаичном уже разрешении 800х600 смотрится более или менее пристойно. Но то, что открывается на максимуме с HDR, словами просто не передать. Удивляет внимание к каждой мелочи, каждому листочку на дереве, в лучших традициях описаний Толкиена. Отсюда следуют все соответствующие минусы. Не даром Тодд Говард и Гэвин Картер (продюсер проекта) говорили, что Bethesda намеревается создать игру, которая выжмет из вашего железа все. Не соврали. Даже на Xbox 360 игра периодически подтормаживать, чего на консолях почти никогда не бывает.
Игровой музыкой занимался Джереми Соул (он же занимался и Morrowind), и этим все сказано. Только вот мало ее, музыки. Где-то час с лишним, и это один из немногих недостатков игры.
В итоге… а что в итоге? Мы даже не будем вам советовать, вы и сами знаете, что делать. Даже если бы игра была провалом, поиграть в нее должен был бы каждый. Но мы получили красочную, технологичную и пока самую интересную RPG в этом году. Хит. Достойнейшее продолжение одной из самых могучих серий в истории жанра. И этим все сказано.
*Горизонт событий – физический термин, описывающий параметры пространства вокруг черной дыры.
**Грокк – понять полностью, испить.
Оценки игры:
Графика 93%
Звук 89%
Интересность 99%
Сюжет 92%
Итого 93%